Храмы, церкви, монастыри

Святых мест в Армении действительно много – храмы, монастыри, обители – все это говорит о незыблемости христианской веры народа, о гордости за то, что Армения первой приняла христианство в качестве официальной религии.

Храм Гарни

Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в., при царе Трдате I.

Монастырь Гегард

Церковные легенды связывают монастырь Гегард с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. 

Монастырь Агарцин

Агарцин (XI-XIII вв.) находится в окружении высоких гор, являющихся убежищем горных орлов. Фасад церкви Св. Богородицы изображает мужчин в монашеском одеянии и орла, сидящего на куполе.

Храм Звартноц

Храм Бдящих Сил получил свое название Звартноц от слова «зварт» (от арм. «украшенный»). Сверху донизу храм был богато украшен скульптурным рельефом - великолепным образцом искусства средневековых армянских резчиков по камню. На месте Звартноца в 1937 году был открыт музей.

Монастырь Нораванк

Монастырь Нораванк находится среди причудливых отвесных красных скал на уступе извилистого ущелья. Он был основан в ХII веке на месте древних построек. Во времена правления князей Орбелянов монастырь стал крупным религиозным центром, а в ХIV веке - резиденцией епископов Сюника.

Монастырь Гошаванк

Монастырь Гошаванк расположен на правом берегу реки Гетик. При монастыре работает небольшой музей. Монастырь был возведен в XII в. на месте разрушенного землетрясением 1188г. древнего монастыря Гетик. В Гошаванке сохранились оригинальные образцы хачкаров. 

Монастырь Мармашен

Монастырь Мармашен расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X—XIII веках в провинции Айрарат. Главный храм Мармашена, его соборная церковь — прекрасное развитие композиционных черт армянской архитектуры конца X века, получивших своё выражение в кафедральном соборе Ани.

Монастырь Джухтак

Расположен в 3 км к северо-западу от Дилижана, на лесистом склоне. Датируется XII-XIII вв. Состоит из двух церквей (отсюда и название, джухт — «пара»). Церковь Сурб Аставацацин сооружена в 1201 г. по типу купольной залы. Церковь Сурб Григор относится к тому же типу, ее купол не сохранился. Обе церкви построены из светло-желтого фельзита.

Церковь Сурб Рипсиме

Рипсиме – имя мученицы, могила которой находится в склепе, под алтарем. Рипсиме была христианкой не пожелавшей стать женой императора-язычника. Тогда она была объявлена государственной преступницей. На месте ее казни еще в IV веке была построена часовня. В VII веке католикос Комитас снес часовню и воздвиг нынешний храм Рипсиме (618 г.). 

Церковь Сурб Шогакат

Место, на котором возведен храм, убежище девы-христианки, постарадавшей от руки языческого правителя. Согласно преданию название «Шогакат» связано с видением Григория Просветителя и значит «ниспадение луча».

Церковь Сурб Гаянэ

Церковь возведенной там, где была погребена Гаянэ, настоятельница дев-христианок и воспитательница Рипсиме, также принявшая мученическую смерть и, подобно Рипсиме, возведенная позже в ранг святых. В южном приделе храма покоятся мощи Св. Гаянэ.

Монастырь Мугни

Основан в XIII веке у мощей Святого Георгия Победоносца. Храм Мугни отличается богатством декоративной отделки и является одним из лучших творений армянской архитектуры позднего средневековья. 

Церковь Сурб Степанос

Церковь Сурб Степанос — один из редких образцов армянской средневековой архитектуры. Согласно архитектурному анализу, была построена в VI в. Стройное сооружение с гармоничными объемами, с декоративными живописными элементами имеет сдержанный облик. Остатки стенной живописи — сохранившиеся росписи VII в.

Ереруйкская базилика

Западнее Мастары, в древнем селении Ереруйк, располагавшемся невдалеке от города Ани, сохранились руины базилики V в. Построена она была, по всей вероятности, стараниями князей Камсараканов, владевших в то время этим районом. Замечательная трехнефная базилика — одна из наиболее древних христианских церквей Армении.

Монастырь Макараванк

Памятники Макараванка необычайно живописны. У ворот монастыря, по древним гончарным трубам до сих пор течет вода родника. Древнейшее сооружение монастыря — крестовокупольная, с четырьмя приделами церковь X в. От всех прочих сооружений подобного типа ее отличает богатый резной декор алтарной апсиды.

Монастырь Кобайр

Монастырь Кобайр был основан конце XI века царевнами из армянского рода Кюрикянов. Руины монастыря известны прежде всего своими уникальными настенными росписями — фресками, созданными традициями армянской, византийской и грузинской живописи.

Монастырь Авуц-Тар

Монастырь Авуц-Тар расположен на уступе над каньоном Азата. Его основные постройки с трех сторон окружены внушительной стеной. На территории монастыря и в его окрестностях можно увидеть значительное число хачкаров очень тонкой работы.

Монастырь Гндеванк

Окруженный мощными крепостными стенами тысячелетний монастырь Гндеванк вписан в один из самых впечатляющих пейзажей юга Армении – скалистый каньон реки Арпа. Монастырь Х-XI веков Гндеванк был построен по приказу княгини Софьи, жены князя Смбата.

Монастырь Воротнаванк

В 4 км восточнее Агиту расположен монастырь Воротнаванк, реконструированный в конце XX в. Церковь Сурб Степанос датируется 1000 г. В 1007 г. К Храму пристроена галерея, служившая фамильным склепом местного княжеского рода.

Монастырь Аричванк

Монастырь Аричванк был основан не позднее VII века, когда здесь была возведена церковь Сурб Григор. Затем, в 1201 году рядом с нею была возведена церковь Сурб Аствацацин. Интерьер церкви характерен своим аскетическим убранством. 

Монастырь Хор Вирап

Монастырь находится у подножья библейской горы Арарат, на которой оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа. Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой армянский царь содержал в заточении Св. Григория Просветителя.

Собор Эчмиадзин

Эчмиадзин - центр Армянской Апостольской церкви. Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат, основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. Слева от входа - Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа - кельи монахов. 

Монастырь Кечарис

Монастырь Кечарис расположен в Цахкадзоре. Три монастырские церкви, а также стоящую неподалеку от них небольшую церковь Воскресения, окружают древние надгробия. В XII-XIII вв. монастырь был крупным духовным центром Армении со своей школой.

Монастырь Татев

Монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия, проповедывавшего христианство, и погибшего за веру. Первая церковь монастыря была построена в X в. В это время в монастыре проживало небольшое количество монахов. В XIII в. Татев становится резиденцией Сюникских епископов.

Монастырь Севанаванк

Монастырь расположен на полуострове Севан. В конце VIII в. на полуострове обосновались несколько монахов. Они построили часовню и кельи. Выгодное положение полуострова способствовало увеличению монашеской братии. Церкви Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин (871-874) сохранились до наших дней. 

Монастырь Ахпат

Предположительно, монастырь был построен в X в. Сохранились предания о том, что в Ахпате жил ученый-монах Ованнес Имастасер. Он был славен как непревзойденный сочинитель проповедей и псалмов и в соседней Грузии, откуда к нему приезжал для благостовения царь Давид.

Монастырь Санаин

Монастырь расположен в одноименном селе Санаин на высоте 1000 м. над уровнем моря. В X-XI в. число монахов здесь достигло нескольких сот человек. Тогда Санаин приобрел значение просветительского центра Армении, а школу при нем преобразовали в Академию.

Монастырь Цицернаванк

Своего расцвета монастырь достиг в XVII-XVIII вв. Цицернаванк – одна из древних святынь Армении. Хорошо сохранившийся храм Цицернаванка занимает исключительное место в истории армянского строительного искусства.

Монастырь Амарас

Начиная с V в. Амарас становится одним из крупных религиозных центров. В 821 г. Амарас, как и вся область, был завоеван арабами, в XIII в. разграблен монгольскими ордами, а в 1387 г., в период нашествия Тамерлана разрушен. 

Монастырь Одзун

Одзунский монастырь относят к середине VI века. Одзун представляет собой купольную базилику. Целиком построен из фельзита, за исключением части внутренней отделки из базальта. Монастырь несколько раз реконструировался и реставрировался.

Церковь Кармравор

Наиболее известный памятник Аштарака – это хорошо сохранившаяся церковь Кармравор. Большой интерес представляет церковь Кармравор («Красная») постройки VII века. Это единственный в Армении памятник, черепичная кровля которого уцелела до наших дней. Черепица была накрепко вдавлена в известковый раствор и прибита гвоздями.

Церковь Месропа Маштоца

Место захоронения великого просветителя Армении Месропа Маштоца, создателя письменностей совершенно различных по языку народов – армян, грузин и кавказских албанцев. Над могилой Месропа в 443 г. князем Аматуни была построена небольшая часовня, на месте которой в 1875-1879 гг. Геворгом III была сооружена церковь, стоящая и поныне. 

Церковь Цирановор

Церковь Циранавор («Оранжевая» или «абрикосовая»), датируется V веком, стоит на скалистом берегу реки Кассах в полуразрушенном состоянии. От окончательной гибели ее предохраняют каменные подпорки с трех сторон. Снаружи она была обведена двумя кольцами стен, следовательно, она одновременно служила и в качестве крепости.

Монастырь Ованаванк

Ованаванк — средневековый армянский монастырь. В свое время монастырь был одним из главных и значимых монастырей Армении. В нем хранился саван в который был окутан Иисус Христос, и гвоздь которым была прибита его правая рука. Помимо этого в монастыре хранилась десница Св. Стефана.

Монастырь Сагмосаванк

Монастырь Сагмосаванк — находится на окраине села Сагмосаван. Как и Ованаванкский монастырь, Сагмосаванк расположен над высоким ущельем у реки Касах. Церковь Сион в этом монастыре (1215 г.) и церковь Святого Карапета в Ованаванке (1216—1235 гг.) были основаны князем Вачутяном.

Монастырь Дадиванк

Монастырь Дадиванк или Хутаванк (арм. «монастырь на холме») расположен на северной окраине одноименной деревни. В V в. монастырь стал резиденцией агванского епископа и одним из важнейших культурно-просветительских центров района.

Монастырь Гандзасар

Из всех армянских монастырей Гандзасар – единственный постоянно действующий и наиболее обустроенный. На протяжении веков этот монастырь, основанный в X в., является духовным и культурным центром. На территории, прилегающей к монастырю, находятся уникальные хачкары.

Церковь Зорац

Церковь Зорац была заложена в 1303 году. Церковь имеет уникальный принцип постройки. Строений подобного типа не сохранилось на территории Армении. Отличие сооружения в том, что алтарь расположен довольно высоко, а именно - на уровне всадника в седле.

Церковь Ахцк

Погребение армянских царей Аршакидов находится в селе Ахцк. У погребения, у ее северной стороны располагается церковь. Согласно историческим трудам, сооружение было построено во время армяно-персидской войны в 359 г. Изображения на церкви схематичны, лишены деталей, но выразительны.

Монастырь Спитакавор

Комплекс состоит из церкви, притвора, колокольни и крепостных стен. В монастыре покоится прах Гарегина Нжде. Каждое 17 июня, в честь его дня рождения, армяне приезжают и совершают паломничество. Весной на склонах горы расцветает множество цветов, за что в народе Спитакавор получил название Цахкаванк - «Цветочный монастырь».

Монастырь Тегер

Монастырский комплекс Тегер (XIIIв.) находится в одноименной селе Арагацотнского марза, на южном склоне горы Арагац. В старину деревня Тегер славилась лечебными травами, которые росли в округе, и называлась Дхер или Дехер - лекарство. У стен монастыря и по сей день сохранилось здание старой лечебницы - Дхратуна.

Монастырь Аратес

Монастырь состоит из трех полуразрушенных церквей и притвора. Главная церковь монастыря Аратес – небольшая, но очень красивая. Большая часть его купола разрушена, а стены находятся в шатком состоянии. Согласно популярной этимологии названия этого уникального монастыря, происходит от сочетания слов «ари» (приди) и «тес» (смотри).

Монастырь Св. Христофора

Не далеко от села Даштадем, находится монастырь Св. Христофора. В состав монастыря входят: маленькая крестово-купольная церковь (VII в.), на севере от нее - квадратная в плане трёхъярусная колокольня-усыпальница, крепостная стена из нетесаных камней и кладбище с многочисленным количеством хачкаров (X-XIVвв.)

Монастырь Гтчаванк

Среди густых лесов, в котловине северо-восточного склона горы Тохасар, находится знаменитый монастырь Гтчаванк, купол которого виднеется издалека. Монастырь являлся главным духовным и просветительским центром Дизака до начала XIX в. Монастырь Гтчаванк - шедевр армянского церковного зодчества как Гандзасар и Дадиванк.  

Церковь Манканоц

Маленькая крестообразная церковь, построенная в VII веке, центрально-купольной композиции, находится вблизи села Ошакан Аштаракского района. Выстроена из чисто тесанного местного туфа. Внутренние углы примыкания полукруглых в плане апсид имеют закругленные выступы. Переход к куполу с 8-ми - гранным барабаном - трамповый. 

Монастырь Майраванк

Майраванк упоминается с VII века, в связи с именем Ована Майраванеци. Католикос Езр Паражнакеци первый, дабы унизить воспротивившегося ему Ована Майраванеци, переименовал монастырь в Майрагом (хлев), а самого Ована в Майрагомеци. На сцене у стены установлен хачкар. На северной, западной и южной стороне остались руины построек братства.

Монастырь Танаат

Историки упоминают Танаат с VIII в. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и останков различных зданий. Главная церковь Св. Степаноса воздвигнута в 1279 году. В старину монастыри Спитакавор, Сурб Хач (Аркази) и Танаат сообщались между собой посредством знаков, подаваемых светом огня.

Монастырь Шативанк

Монастырь Шативанк был основан в 929 году над берегом реки Ехегис. В монастыре сохранились литографии X-XV вв. и их фрагменты. Во второй половине XVII века конгрегация монастыря приняла решение избрать самый строгий род монашеской жизни – отшельнический, и преобразовала монастырь в пустынь.

Монастырь Цахац Кар

Комплекс состоит из двух групп памятников. Одна из построек находится у обрыва в ущелье реки Ехегис. Здесь была церковь Богородицы X века. Неподалеку стоят главные монастырские здания - церковь Ованеса и Св. Карапета. Вокруг них - кладбище, хачкары, украшенные затейливой резьбой. 

Монастырь Аствацнкал

Монастырский комплекс расположен на левом берегу реки Касах. Внутри церкви Катогике есть надпись 1244 года, которая гласит, что меценатами памятника были князь Вачутян со своей женой Хоришах. Во дворе сохранились руины крепостной стены, хачкары и надгробья XII - XV вв.

Монастырь Хоракерт

Обитель была возведена в дремучем лесу. Внутри ограды главного храма Хоракерта (конец XII - начало XIII века), сохранились руины двух небольших часовен и трапезной. Вблизи ограды, чуть южнее часовен, в гуще деревьев находится колодец, соединенный с ведущим в ущелье потайным выходом. 

Монастырь Мшкаванк

Монастырь Мшкаванк богат хачкарами и лапидарными надписями. Вокруг него находится древнее кладбище. На западном фасаде находится стилизованный крест, в верхней части которого изображена голова быка. Парадный вход обрамлен рамкой - разукрашенной многоцветными камнями.

Церкви деревни Бжни

Деревня Бжни, расположенная в Котайском марзе Армении, впервые упоминается в V в., в «Истории Армении» Лазаря Парпеци. С XI в. Бжни упоминается как крепостной город. Деревня стала одним из четырех епископских престолов Армении, которым предоставлялось право выбирать католикоса. 

Церковь Погоса-Петроса

Будучи наиболее ранним памятником (VI в.) из числа известных нам купольных залов, церковь Зовуни отличается от остальных церквей этого типа тем, что купол здесь установлен еще в центре зала, т.е. асимметрично в отношении общего объема сооружения. 
 

Памятники Аветараноц

В деревне Аветараноц была резиденция и крепость меликства Варанды. В средние века поселение было окружено мощными стенами. В окрестностях деревни все еще заметны остатки этих оборонительных сооружений. Стоят до сих пор в полуразрушенном состоянии дворцовые комплексы Мелик-Шахназарянов.

Монастырь Бардзракаш

На склоне ущелья реки Сахудзор, в 2 км. к северо-востоку от деревни Дсех, расположился монастырь Бардзракаш Сурб Григор X-XIII вв. В состав монастыря входят две церкви, притвор, часовня и родовое кладбище Мамиконянов. В окрестности есть родник, руины маслодавильни, хачкары, а также Сахудзорский мост.

Монастырь Гетаргел

По легенде, арабские захватчики хотели захватить деревню. Узнав об этом, крестьяне укрываются в монастыре, уповая на Божью милость. Когда захватчики подошли к монастырю, протекающий мимо ручеек внезапно разлился из берегов и потопил войско. Название монастыря Гетаргел означает - речная преграда.

Монастырь Дехдзнут

Монастырь Дехдзнут является ярким примером средневековой архитектуры Армении. Расположен в лесу, в ущелье речки Хндзоркут. Монастырь был основан архимандритом Аракелом из киликийского города Тарсон, обломки надгробия которого хранит притвор монастыря (1 292 г.).

Монастырь Матосаванк

Монастырь Матосаванк находится прямо напротив монастыря Джухтак на другом склоне ущелья. Несмотря на простое месторасположение, его довольно сложно найти, поскольку монастырь прячут заросли. Матосаванк состоит из церкви, притвора и книгохранилища, примыкающих друг к другу.

Монастырь Хоранашат

Монастырь Хоранашат находится в селе Чинари. Монастырь был основан Ванаканом Вардапетом в XIII веке. Главное здание сооружения - церковь Cв. Аствацацин, построена в 1 211—1 222 годах. Двери монастыря обычно заперты, но каждое 2 мая двери открываются и жители сел поминают усопших.