ср, 29 марта
ICQ 392316101 goarmenia2
+7 495 772-98-71
Туры в Армению - отзывы!

Зеленкова Ирина (Часть 1)

Вниманию тех, кто, возможно, собирается посетить эту волшебную страну - мой подробный, пусть и весьма субъективный репортаж об одиннадцатидневной поездке в конце минувшего июля года.

Армения, день 1й: Ереван. Город Говорящих Знаков, в котором Живут Памятники.



Ереван - город Говорящих Знаков, в котором Живут Памятники. Город-меандр, журчащий и орнаментальный, как армянский алфавит. Город-мозаика из красного туфа и белого известняка, зелени и водных струй. Город-каскад, на площадях и террасах которого сидят, ходят, стоят и летают - водятся - странные персонажи.
Жаркий и ветреный, с переменчивым небом, в котором мотаются-носятся ласточковые сети, он встретил нас как будто с волнением - и к вечеру подарил грозу. Но еще до этого по пересечениям улиц и Кольцевого бульвара Араик-джан, чудесный наш проводник, вез нас с ветерком сквозь путаницу проводов прямо в небо - и мать-Армения, кажется, уже в тот момент сделала с высот серпантинного подиума крохотный шаг нам навстречу.



..первую жертву с горы, капли виски, духи приняли жадно - и тут же явили себя :)
Вот он, первый, самый что ни на есть дух города, его архитектор: он сам - еще одна гора, вершина Еревана в облаках над чертежом-первообразом самой его сердцевины. Таманян.
 

 
..и как в самих очертаниях гор зашифрованы, как инкрустированы в них монастыри и хачкары, здесь, в центре города, фигура-гора сиречь крест. Древний. Равносторонний.
 

 
..и, по законам инверсии, за темной спиной белой тенью взмывают ступени Каскада..
..его подножие стережет могучий котище: вот он, настоящий Бегемот страны Урарту - и кто знает, не его ли острый язычок оставляет ночью на старых камнях клинописные следы.. :)
 

 
..но выше!.. узкие лестницы в небо..
 

 
..и разливающие его же поструйно кувшины..
 

 
..скачущий через колокол психоделический заяц концентрирует и отражает его синеву..
 

 
..и слюдяные стекла ловят солнечных его собратьев, и все более странные фигуры спускаются-поднимаются по ступеням - а милая парочка, разнополые камеры-обскуры, с фотографической точностью вдруг обрамляет профиль [info]starrrik  a..
 

 
..вот они: слышат кувшинную песню..
 

 
..да, самые странные духи, как и положено, живут на горе.
Но не только. Город населен ими плотно - и все они говорят, и у каждого - своя история.


 
Комитас, музыкант, которому удалось расшифровать хазы. Но увы, это знание похоронило безумие: тот кошмар, что ему привелось пережить, сломал его рассудок. Да, как в кувшине, в нем заперта, похоронена - и молчит, покоясь, до сих пор древняя музыка..
 

 
..живописный дух Армении - Сарьян. Да - мы видели наяву его синие горы.
 
..и не только клавиши - струны, что в небе, видимые и нет, во власти жеста: вот Арно Бабаджанян. Контрапунктами - ласточки-точки, антенны скрипичных ключей..
 

 
Они Все Здесь Живут. Жестикулируют. Говорят.
 

 
..внутри Города-алфавита, Города-мозаики, Города-орнамента.
Его Духи и Знаки.
 

Армения, день 2й: По пути к Арагацу: Сагмосаванк.


..мы выезжаем на север: к вечеру должны быть в Гюмри, но первая остановка, еще до Арагаца, Амбердской крепости и монастыря Арич - Монастырь Псалмов, Сагмосаванк.
Церковь на краю ущелья, и, выглядывая из-за ее стены, сам и ветвишься, и таешь. Небо лежит на земле.



..а потом, цепляясь за камни, как ящерица, оглядываешься - и..
 

 
..там, внутри, на ступеньках - солнечный луч.
Вход.
Игольное ушко, в которое вдеты пока только тихие вздохи, еще не звуки флейты..
 

 
..но это уже Начало.
У старого хачкара в темноте - одна свеча.
 

Армения, день 2й: Ы. Алфавит, растущий из земли.

 

..он кружит над головой, а все звуки, все буквы и слова внутри меня - вот.
В камне.

В удивительной стране в преддверьи гор из земли растет ее алфавит.



..это странный опыт, когда повсюду - сплетенные орнаментально Знаки (и в каждом - еще и еще плетутся меандры) - и ты по привычке пытаешься их читать, а выходит нечленораздельно-диковинное: рацио услужливо подкидывает русско-английско-французские "расшифровки", и получается так, что внутри себя ты бесконечно ведешь безумный совсем монолог почти из одних согласных - но как же согласно всем чудесам, что случаются с тобой почти ежесекундно..
 

 
..это - настройка, где ты - камертон: можешь подойти и стукнуться головой о любую из 39 букв, словно о дзенскую колонну - и вибрировать, долго-долго, и видеть в небе орла, и смотреть, как меедленно, едва уловимо проворачивается ключ-хачкар на холме, открывая дорогу облакам..
 

Армения, день 2й: духи Амберда и флейта.



Крепость Амберд, 2300 метров над уровнем моря.
Мы забирались по крутой тропинке на ее вершины, смотрели сквозь ее бойницы на церковь, которая тоже смотрит - в ущелье и дальше, за горизонт - и выше - туда, куда смотрят все настоящие церкви, без позументов и утвари, без "уполномоченных представителей" Высшего, церкви, к острым горным вершинам которых прислонены губы Бога - так нежно и трепетно, словно бы к флейте - и каждое Его дыхание - звенящая спираль вокруг входящего: он вдыхает свет - и выдыхает звук..



..здесь впервые в храме прозвучала флейта сякухати..
 

 
..и духи Амберда, суровые, как и положено охранителям крепостей*, может быть, тоже пели..
 

 
..и слушали, лежа на склонах..
 

 
..и снизу им вдруг подпевала какая-то женщина, и спотыкаясь о горные камни, мы танцевали ей в такт..
_______________________________________________________________________
* ..Араик-джан рассказал нам, что часто бывает: если путешественники с ребенком заходят в крепость, тот незамедлительно начинает орать. Только в крепостях такое: духи воинов, однако :)..

Армения, день 2й: Монастырь Аричаванк

..за нами охотятся тучи, и накрывают - дождем стеной, грохотом, но ближе к Аричу тушуются, оседают, уходят: от черного - к синему и голубому..



..нас встречает птичка:
 

 
Ласточка.
 

 
Вот он, Аричаванк, монастырь, основанный еще в седьмом веке, но действующий и сейчас.
Араик говорит с настоятелем и тот - диво дивное - благосклонно кивает: нет, он не против звучания флейты в церковных стенах.

Это то, что здесь поражает и подкупает безмерно: та самая (христианская, да) толерантность, та изначальная, которая, собственно, и предпосылалась Заветом.

Я боюсь православных церквей: столько раз меня попросту выгоняли оттуда (а бывало - и это не метафора! - швырялись камнями), вовсе не из-за несообразной одежки - лучше я тут опущу их "эпитеты" в собственный адрес.. Но да, не стоит осуждать (как, собственно, и заметил как будто бы вскользь настоятель Арича): здесь все иначе, и главные потрясения касательно этой темы еще впереди, куда, по законам жанра, не буду забегать.

Просто флейта звучала, как солнечный луч..
 

 
..и отражаясь, и резонируя, взлетая и падая, он соединял свод и твердь: так небо касалось ладонью прохладных камней, так земля росла ввысь, превращаясь в скалистые горы..
 



Армения, день 2й: Небесный Знак. Красная церковь.

Перед Гюмри нам предстояло заехать еще в одно место: близ села Сарнахпюр, дорога к которому скользит змейкой между высоких холмов, рядом с маленьким гротом в скале находится Огеванк - монастырь Святого Духа. Два основания совсем старых церквей (седьмой век, а то и раньше) и Красная церковь Св.Георг (по другим данным, Св.Фаддей) 12 века.

Мы подъехали, и - был нам Знак. Вот такой, над одним из соседних холмов:



..как бы это сказать.. Торнадо в Армении - не частое явление :) Араик, прожив здесь всю жизнь и постоянно сопровождая "понаехавших" по самым разным уголкам страны, видел такое впервые.
И вот на что нам "указали пальцем":



Мне сложно написать о том, что и как было в этом месте с каждым из нас троих.
Никого из людей, аккуратно снимаем замок..
Да, обе флейты звучали там поочередно: так, что в одно время в храме находился только один из нас. Красная церковь сама как колокол, как удивительный резонатор: звук, трансформируясь и расширяясь, наполняет холмы вокруг. Над куполом вьются мелкие мотыльки, а в окна барабана влетают птицы. А внутри.. Ты скользишь в полутьме вдоль стен, наклоняясь, ныряешь в малые боковые апсиды - и звук несет тебя вверх. Этот храм обитаем, и к жертвенному вину в основании старого хачкара жадно льнут свет и тень, силуэты, фигуры.. Там нет времени, там дышишь вечно, и каждый вдох - невесомость, и каждый выдох - полет..
 

 
Я почти не снимала там - это было как-то не надо, неуместно..
То, что каждый там ощущал, ни вербально, ни визуально не передать.
 

 
..на следующий день мы вернулись туда еще раз.



..как бы это сказать.. Торнадо в Армении - не частое явление :) Араик, прожив здесь всю жизнь и постоянно сопровождая "понаехавших" по самым разным уголкам страны, видел такое впервые.
И вот на что нам "указали пальцем":



Мне сложно написать о том, что и как было в этом месте с каждым из нас троих.
Никого из людей, аккуратно снимаем замок..

Да, обе флейты звучали там поочередно: так, что в одно время в храме находился только один из нас. Красная церковь сама как колокол, как удивительный резонатор: звук, трансформируясь и расширяясь, наполняет холмы вокруг. Над куполом вьются мелкие мотыльки, а в окна барабана влетают птицы. А внутри.. Ты скользишь в полутьме вдоль стен, наклоняясь, ныряешь в малые боковые апсиды - и звук несет тебя вверх. Этот храм обитаем, и к жертвенному вину в основании старого хачкара жадно льнут свет и тень, силуэты, фигуры.. Там нет времени, там дышишь вечно, и каждый вдох - невесомость, и каждый выдох - полет..
 

 
Я почти не снимала там - это было как-то не надо, неуместно..
То, что каждый там ощущал, ни вербально, ни визуально не передать.
 

 
..на следующий день мы вернулись туда еще раз.

Армения, день 2й: Гюмри, его рыбное ущелье и вообще о еде в Армении ;)..
К вечеру первого дня активных перемещений прибываем в Гюмри, "северную столицу" Армении. Старый центр города, в большей степени (в сравнении с другими районами) уцелевший во время землетрясения, очень своеобразный, но не дается камере: узкие улочки, почти без промежутков застроенные двух-трехэтажными домами из черного туфа не оставляют необходимой дистанции, чтобы схватить ритм, на мостовых наша "хонда" подрагивает - и мы подъезжаем к гостинице, 4хзвездочному "Араксу"*, чтобы, быстренько забросив вещи в номер, отправиться на поиски горячо рекомендованного нам еще в Москве ресторана "Рыбное ущелье".

Дорога оказывается небольшим приключением, поскольку каждый местный, которого спрашиваем, показывает нам какой-то свой вариант маршрута, в результате чего мы по вполне себе "горной" разбитой дороге (которая, конечно, детский сад по сравнению с теми, что нам еще предстояло преодолеть на пути к Татеву, да и не только :)) приезжаем таки, куда надо, но "с черного хода" - паркуясь прямо в ущелье среди служебных машин.

Но как же, черт возьми, вознаграждены голодные скитальцы, жадному взору которых открывается такое вот зрелище :))



..повсюду, в чистейшей воде - рыба, форель, золотистая и радужная: от совсем мальков до полуметровых, толстеньких, блестящих тушек. Кишит. И тут же - зеленые склоны-лужайки, столы под деревьями или навесами ступеньками вверх. На кухне в тандыре пекут свежий лаваш.. Эх.. Это рай для гурмана, за день нагулявшего приличный такой аппетит.. Ну и как тут мне, гедонисту, удержаться от хотя бы начального гастрономического экскурса? Те, кому любопытно, что и где обязательно надо попробовать в Армении - добро пожаловать под кат ;)

Итак.. Еще в первый день в Ереване Араик отвез нас в чудесный ресторанчик (увы мне - не помню названия), где мы и поужинали в лучших традициях местной кухни. "Вступление", безотносительно к региону, всегда примерно одно: лаваш, зелень, свежие овощи, оливки и обязательно сыры. Они здесь очень хороши - будь то любые виды брынзы, чечил, сыр лори или рокфор (да-да, местный прекрасен!). Так или иначе, вам обязательно принесут несколько видов - ну а дальше развлекаемся "пртущем": заворачиваем один или несколько видов с реганом, кинзой и кодемом в лаваш - и.. Божественно с местным вином! Если дальше вас ожидает шашлык из молоденького ягненка (а что, собственно, может быть лучшим продолжением здешнего ужина?), стало быть, вино сухое красное. Ну а если так - стало быть, это Арени.
В Армении существует несколько заводов, производящих вино из этого местного сорта винограда (мы, в частности, были на одном в одноименном селении, где и попробовали, и взяли с собой несколько бутылочек - разных лет): мы пробовали разные. Могу сказать следующее: вино от 2005 года и старше отличное и идеально сопровождает здешние блюда. 2006 год тоже ничего, но его, в силу молодости, лучше пить охлажденным (впрочем, именно таким его везде и подают). Лучшие годы, на мой взгляд - 1998 и 2003, в них наиболее полно раскрывается щедрый букет: гвоздика, кофе и ежевичная нота - в аромате, все та ежевика и пряный инжир с ноткой дуба - во вкусе и долгое ягодное послевкусие. Достаточно интенсивные, но гладкие танины и где-то на самом кончике языка - шелковица..

Кстати. Если вам крупно повезет и в каком-нибудь гостеприимном доме попотчуют домашней тутовой водкой - не отказывайтесь ни в коем случае: это волшебно (ах, жаль, такие напитки я могу только нюхать и мочить в них язык - но, тем не менее, всяко рекомендую: в горах и в хорошей компании здоровый человек может без любых негативных последствий, а только в удовольствие, приговорить за вечер минимум поллитра :))..
..однако я отвлеклась.. В Гюмри, в уже упомянутом "Рыбном ущелье" следует, разумеется, пробовать рыбу. Форель. Внимание - отварную! Категорически именно ее. Когда еще в Москве мой коллега Агван (родившийся в Гюмри) весьма.. э.. радикально рекомендовал мне именно этот способ приготовления, какой-то скепсис еще оставался. Но когда. Нам. Принесли. Ее. О, Радужную Форель. В глубокой сковороде, где бульончик. Куда обязательно следует макать толстый домашний хлеб. Когда мы попробовали... Ооо!!! Поверьте - такое запоминается ох как надолго.. К рыбе - белое сухое Иджеванское вино или даже местное пиво: например, "Гюмри" золотое, свежее, на прекрасной воде, с ностальгической и благородной горчинкой..
 

 
Как и в Сарнахпюре, в гюмрийском "Рыбном ущелье", мы побывали повторно - два вечера подряд..
 
..уфф.. Нет, покамест я сделаю паузу - до Севана: потом гастрономическое продолжение воспоследует непременно (просто очень длинно, боюсь, получится), а пока - просто кадр, просто вечер первого дня путешествий из нашего номера: ласточки над Гюмри..
 


_________________________________________________________
* здание в самом центре совсем недавно восстановлено на месте старого, до землетрясения, из все того же черного туфа. Прекрасные просторные номера с 4хметровыми потолками и подоконниками, на которых можно жить, с трогательными завтраками, которые заказываются заранее. Всячески recommended.

Армения, день 3й: Мармашен, Ваграмаберд

..дальше все нанизано на звуки флейты: изгибы маршрута и церкви, и крепости, горы.. Над Мармашеном и Ваграмабердом летит соколом царь Аргишти - и мы через камни дороги летим вслед за ним..



..вот он, монастырь - как водится, вблизи небольшого ущелья, а вокруг - яблоневый сад:



..кладка и своды, красный туф и в нем словно бы соляные следы.. Жертвенным баранам дают здесь лизать освященную соль - и потом трижды проводят вокруг храма, и только затем зарезают: их мясом угощают на праздники всех, кто приходит..
 

 
..так нам рассказывает добрый смотритель монастыря..

..снова в церкви звучит сякухати - и трогательные итальянцы, оставившие на крутом спуске свой старенький "опель", стоят тихо, по стенам, как фрески. Странное, должно быть, возникает у них представление об особенностях местного культа - впрочем, все прояснится впоследствии: мы с ними совпадаем в пространстве и времени не в последний раз :)..

..а пока монастырь раскрывает страницы - и я вожу пальцем по воздуху вслед орнаменту слов, мне неведомых - но ощущаемых, словно слабое электричество.. как далекий рокочущий гром..
 

 
Рядом - старое кладбище, и сокол летит прямо к руине часовни:
 

 
духи места в ее узком окошке делают мне лицо..
 

 
..эти губы - конечно! - окроплены вином..
..и мы вновь поднимаемся по ухабам и впадинам (терниста дорога к прекрасному :)), пугая коров и расспрашивая пастухов, едем к черным урартским камням. Это крепость Ваграмаберд: ее стены намного древнее Мармашенского монастыря.
 

 
..может быть, не так просто уловить в этих скальных нагромождениях рукотворную стройность - но, собственно, это совсем не важно: самое неприступное место, открытое небу, в конечном итоге, предназначенно чуду и красоте.
 

 
"Величием бога Халди завоевал город Ирдануни до страны Ишкикулу" - соколиная надпись Аргишти первого -
 

 
- воспроизводится - и ее грозное эхо снова и вновь резонирует в трещинах черных камней - и..
 

 
..влетает запалом в круглое дуло флейты - передув - низкий звук, вдоль которого поднимается ветер.. травы стелются по земле..
 

Армения, день 4й: дорога к ущелью реки Дзорагет

..и вот мы снова в пути: из Гюмри отправляемся по северным пенатам на восток, в сторону Ванадзора и дальше, дальше.. Дорога здесь еще гладкая, а посему - стремительная, хоть и начинает закладывать время от времени пока скромные серпантинные виражи. Из Армении я привезла на себе настоящий "праворульный" загар, неравномерный по сторонам - а все потому, что во всех переездах торчала из окна переднего сиденья с камерой в непреходящем восторге :)..
И пусть качество снимков "на лету" не всегда идеально - делюсь: вот мгновения на пути к ущелью реки Дзорагет.



..по холмам и горам над обрывами убегают от нас облака..



..небо дышит, ландшафты меняются.. Цветочек цикория провожает нас голубыми влюбленными глазками..
 

 
..и вот уже выше, серьезнее скалы..
 

 
..а на склонах, посвеченных солнцем, все гуще прорастает лесок..
 

 
..вот и они - горы-чащи, щетинистые, в пене облаков:
 

 
..еще ближе - несемся мимо маленьких сел, ближе к дымным вершинам..
 

 
..поворот - и въезжаем в ущелье:
 

 
..там река, а в горах - крутая тропинка через небольшую деревню, все вверх и вверх - к Ванадзорскому монастырю и пещерам, в одной из которых, под водопадные капли снова звучала флейта..
Но об этом - следующий пост ;)

Армения, день 4й: Ванадзор

Итак, вот она, река Дзорагет - с высоты, на которой когда-то монахи-отшельники уединялись в пещерах - такой вид:



..теперь здесь горное селенье и выше - поросшие зеленью полуразрушенные монастырские стены..



Чтобы войти в эти двери, придется взбираться по каменной узкой тропинке, временами совмещающейся с ручьем - через заросли шелковицы, распугивая местных коз :)
 

 
..но стоит забраться повыше, открывается небо, в котором нас приветствует птица-посланник: натурально, горный орел..
 

 
Но не только птицы крылаты - здесь, в темных нишах оконных проемов водятся ангелы..
 

 
..сквозь леса глядят лики..
 

 
..и апостолы бредут гуськом к небу по солнечной лестнице, совсем не касаясь деревянных перил..
 

 
..и еще одной лестницей - ступенями внутрь - закручивается свод пещеры, к которой по самому краю обрыва ведет нас Араик - чтобы слушать, и мы - след в след за ним - чтобы играть. Влажные камни, капли воды - мы увидим еще эти орнаменты на потолках других храмов..
 

 
..пока же осью, прозрачной колонной в нависающий камень упирается звук -
 

 
- и летит, разносясь далеко по ущелью..
 


 Армения, день 4й: Санаин

Санаин растет из земли так естественно: кроны и травы на крышах..



..в залах пахнет смолой, и колонны едва отличимы от древесных стволов..



В тени сводов на глубине - его настоящие корни: все полы монастыря сплошь устланы надгробными плитами. Под камнями - тела, на их гладкой поверхности - контуры-души.
 

 
Просто праведник -
 

 
Музыкант -
 

 
Силуэты и тени - обитатели этих пенатов,
 

 
а из темных щелей смотрят странные звери..
 

 
Здесь прохладно и сумрачно, и только хачкары окрашены розовым -
 

 
- в тонких, как капилляры, прожилках - пульс, теплая кровь -
 

 
- обещание новой жизни.. Почки на концах креста.
 
Вход - он же Выход. В иную реальность.
 


Армения, день 4й: Ахпат. Черная церковь.


..минимизирую количество слабых низкокачественных снимков в чужих лентах до одного на каждый свой постинг.
Те, кого не тошнит, могут пройти под кат.

Небо Ахпата меланхолично: тихий дождик шуршит по траве - так, что наши шаги беззвучны - и так же бесшумно ступают другие  посетители, прячутся за углами, задумчиво смотрят.. Здесь мы снова случайно встречаем и то странное итальянское семейство, с которым впервые столкнулись в Мармашене (а затем полноценно по-вавилонски пообщались в Ванадзоре - англо-французский-русский-армянский - выяснив, что на своем стареньком "опеле" они проехали Словению-Македонию-Грецию-Турцию-Грузию.. и вот теперь здесь).

Но Ахпат растворяет до тени самых разных пришельцев - словно и нет никого.. Издалека настоятель вдруг улыбается мне - так открыто и радостно - что эту улыбку я проношу внутри, как диковину, то и дело "рассматривая", возвращаясь к ней снова, по всему монастырю.
Здесь  случается Ншан.
 

 
В главной церкви темно, и если в притворе еще поблескивают свечи, то, в черном зале с колоннами к нише апсиды - только четыре ступени, и над каменным алтарем - только луч из окна.
Там я играла на флейте.
Не знаю, сколько времени.
Его в такие моменты нет.

..оказалось, что в церковь зашли люди, достаточно много - но их, по-моему, тоже не было. Как и меня.

Черная церковь, Сурб-Ншан, монастырь Ахпат - по хачкарам и стенам которого в бесконечный и вечный орнамент сплетены жизнь и смерть.
 


Монастырь Ахпат, подземелья которого - место упокоения тел, как книг и книг, как тел.
 

 
Монастырь Ахпат, из которого горы и весь мир вокруг.. видит Бог..
 

 
..темный, древний и.. теплый - Знак Вечности. Равносторонний хачкар.
 


Армения, день 4й: Горное село Одзун. Удивительное и прекрасное

Такая тварюшка встретилась нам на мосту по дороге в Одзун: в этом горном селе предстояла ночевка, но до того, по уверениям Араика, нас ожидало еще много прекрасного.
И правда. Прекрасного и удивительного - на что я смотрела, должно быть, с таким же вот выражением:




Мы поднимаемся вверх - и соседние горы все убедительней изображают вулканы: ближе к вечеру облака отдыхают на них -
 

 
- но мы едем еще выше - туда, где в то же время сквозь серо-белое местами просвечивает голубое. Одзунская церковь.
 


 
..а дальше - кульминация того, что, наверное, можно назвать своеобразным культурным шоком, постигшим нас в Армении на, так сказать, культово-религиозной почве. Через церковный двор (в котором, кстати, так запросто бегают дети и оживленно болтает на лавочках местная молодежь) в сопровождении нескольких девушек к нам устремляется отец Вртанес. Радостно. Жмет каждому руку, приглашает нас в церковь.. Он говорит нам: "Добро пожаловать - нам так приятно(!), что вы приехали к нам и согласились (!) сыграть на флейтах (!) в нашей церкви (!)" Он ведет нас по храму, показывает и рассказывает - и приглашает играть вверх, на хоры (!!!): "Пожалуйста, играйте - а потом мы для вас споем" (тут у меня "внутри скобок" заканчивается запас восклицательных знаков)..
..и потом в этой древней базилике под самыми сводами - сякухати: одна за другой..
..спускаюсь на негнущихся ногах вниз по ступеням - и отец Вртанес говорит нам - "Спасибо"............................ и для нас, став лицом к алтарю, поют его воспитанницы... и потом - он сам...........................
..нет, вы представляете? Священник. В христианской церкви. Искренне благодарит. Каких-то странных персонажей с бамбуковыми японскими флейтами. За красоту игры. В той же церкви. И поет для них псалом..
 

 
..да что говорить, если вот - рядом с древнючей церковью мило соседствует памятник революционерам (как в иных монастырях так же органично сосуществуют христианские церкви и старые, никем не разрушавшиеся языческие капища), и тут же, среди старых могил - детская площадка с качелями, тут же - молодежная тусовка, а волосы поющих в церкви девушек свободно вьются себе без всяких косынок).. Ага - здесь пребывание с Богом понимают и ощущают как-то вот так. Красноречиво, не правда ли?..
 

 
а дааальше.. Он ведет нас к себе в гости. И там накрывается стол, за которым вся его семья и мы радостно и душевно беседуем еще какое-то время - и наверняка провели бы за ним изрядно часов подряд, если бы не еще один дом, где нас ждут..
 
..о - где нас ждет роскошный неимовернейше ужин в саду под абрикосами - с вином, домашней тутовой водкой, собственноручно сделанной Серго-джаном, хозяином этого гостеприимного чудного дома, с восхитительнейшим домашним хачапури, виртуозно приготовленным его обаятельной супругой (в Москве бы в меня не в жизнь столько не поместилось), с прекрасной молодой ягнятинкой.. С тостами за по-настоящему прожитые - в подлинном смысле - мгновения жизни, за то чтобы вся она была таким протяженным "моментом истины", с возгласами "Огонь!".. с густеющими постепенно, до консистенции ночи, синими сумерками, в которых мы с хозяйкой дома тихонько переговариваемся по-французски (да, собственно, ничего удивительного, что уж :), а [info]starrrik  с Серго увлеченно беседуют о городе Лида, "малой родине" первого, где, как выясняется, хозяин дома провел несколько весьма счастливых лет :).. Множатся счастливые совпадения, и радостно, и спокойно - и просто так хорошо..
 

 
Шноракалэм, Одзун! - Араик-джан, в этом контексте, не "слишком", а в самый раз :)

Армения, день 5й: Ахтала. Святая Марьям.

..рано утром мы выезжаем из Одзуна дальше, еще на восток: в ущелье, отрываясь клочками, спускаются облака..



..и мы вслед за ними по серпантину, и потом - снова немного вверх, к старой полуразрушенной крепости Ахтала, к церкви Святой Мирьям.

Вот она: над обрывом, переходящим так плавно в кладку оставшихся крепостных стен..
 

 
У Святой Мирьям чуть печальный, немного растерянный вид.. Необычное в очертаниях? Да. Увы, она потеряла купол - и пока не находится ни денег, ни подвижников, чтобы восстановить.
 

 
Кстати о подвижниках: когда мы на следующий день после посещения Красной церкви вернулись туда вновь, нас встретила пожилая женщина, Римма, приглядывающая за храмом - и именно ей он обязан своей целостностью на сей день. Она вместе с немногими другими таскала и складывала осыпавшиеся каменные блоки и собственноручно вновь водружала над куполом крест. Здоровые дядьки, приехавшие помогать, достаточно быстро "спеклись" - а она продолжала. Ей чуть за семьдесят. По-русски не говорит - мы общались через Араика. "Хорошо, что ты так улыбаешься: с улыбкой в любом месте не пропадешь".. Когда она уже засобиралась уходить, а я с флейтой - еще раз войти в церковь, на самом пороге она протянула ко мне как-то немного неловко обе руки - мне показалось, к флейте - но нет, к моей руке: так крепко встряхнула, кивнула ободряюще - и улыбнулась. С улыбкой нигде не пропадешь, ага :)..
Но дальше - о церкви Мирьям. В разных монастырях есть специальные маленькие молельни, в узкие окна которых склоненному над алтарем человеку показывается хачкар.
Здесь же он вырастает: из щели окна маленькой темной пристройки - вид на Чудо :)
 

 
..(да - то же самое отдельно стоящее дерево, что и кадром выше)..
Вообще, она смотрит - и что же иное, как не чудеса сотворения мира, предпослано этому взгляду..
 

 
..и радужная его изнанка из неба и нимбов святых и апостолов преломляет, усиливая, свет..
 

 
..и она - поёт..
 

 
..и почти в инфразвуке вторят ей руины Ахталы..
 

 
..и в унисон из-за остатков крепостной стены - сякухати..
Heru mertar - dont go so far away -
 

 
- духи места ловят [info]starrrik a за тесемку от чехла флейты - и так и оставляют себе этот маленький сувенир..
..и ловят эхо в ухо заплетающиеся змеи..
 


Армения, день 5й: разные горы дороги и графика Гошаванка



По дороге в Гошаванк - перевал, и совсем близко азербайджанская граница: проезжая, мы видим несколько разрушенных брошенных селений - да, здесь стреляли.. В старой церкви поиграть на сякухати не получится - теперь там военные, и лучше туда не соваться.. Но.. какая же красота вокруг.. Эта одиночная скала уже там, за границей..

Переваливаем - и горы на горизонте как веер, который складывает и потом раскрывает вновь серпантин..
 

 
..а впереди - снова горы, другие - и головой в облаках нас встречает орлиный дух этих мест.
 

 
Да, мы въезжаем в еще один чудесный край, который тут почти официально именуется "армянской Швейцарией" - где вот какие скалы растут среди зелени:
 

 
..мимо мелькает и "солнечный Дилижан", героически поддерживающий свою репутацию, выключая дождик, и еще один гордый символ-покровитель местности :)..
 

 
Мы же сворачиваем снова вверх - к Гошаванку.
 

 
..как будто рисунок пером над головами церквей - архитектурный эскиз.. Это временные купола - монастырь в ожидании реконструкции. Но какая же странная и волшебная графика у этого силуэта..
 

 
..и как лаконична и символична изнанка..
 

 
..и как виртуозен ажурный рисунок хачкара.. Пять лет мастер вытачивал в камне это плетение, крест, прорастающий почками, круглое колесо знака вечности.. На ощупь читаешь, впитываешь каждым пальцем это письмо.
 

 Армения, день 5й: Огонь

..есть опыт особого рода, который не может быть передан, есть ощущения, которые не донести с помощью слов или картинок. И многое из того, что переживалось в горах и храмах Армении - в зоне молчания.
Просто немного огня.



*

 
**
 
***

Армения, день 5й: Агарцин. "Игра орлов" в облаках.

..вот уж где головой в облаках..
Агарцин, что можно перевести с армянского как "игра орлов", высоко в лесистых горах рядом с Иджеванским хребтом. Здесь часто прячутся облака, но сегодня мы попросту попадаем в их равномерный густой слой - все туманно и призрачно - и сам монастырь спрятан в нем, как "секретик".



В этом тоже какой-то знак - хоть бы уже потому, что искусственные "леса" как-то не очень идут старым церквям в лесу - и из деликатности я не стану показывать близко то, что скрывалось от глаз этим местом.
К обрыву ущелья мы поднимаемся по соседству: тут из мхов растет среди зелени несколько маленьких совсем старых часовен и, конечно, хачкар..
 

 
..а за ним вниз по склону тропинка спускается в облако - прямо в него врастает козырек смотровой площадки. Тут нет ни души - только тающее внизу ущелье..
 

 
..и капельки на паутине - материализация почти бестелесной добычи.
 

 
Место, где растворение реальности происходит задолго до первого звука флейты - и продолжается вместе с ним.
 


Армения, день 5-6й: про Севан, нашу ошибку и опять про еду.

Про Севан будет мало картинок, зато много рекомендаций "по поводу".
Вот, собственно, каким открылся он первому взгляду:



Красиво? Мне кажется, да.. Но не без нюансов :)

Севан обязательно надо увидеть, но вот зависать на нем несколько дней (как было решено еще в Москве) - это лишнее.
Даже в разгар лета там бывает прохладно: несмотря на яркое солнце, дует холодный ветер, а по вечерам так и вовсе лютый холод - температура опускается градусов до 10-12-ти. Искупаться в самом Севане у теплолюбивых тварюшек, вроде меня, тоже вряд ли получится: вода градусов 20 от силы..
Таким вот хмурым, сплошь в дождевых "мурашках", Севанское озеро было по вечерам:
 

 
Но главный облом приключился у нас с гостиницей. Поскольку было запланировано провести там 2 дня и 3 ночи, мы изначально просили подобрать для такой "передышки" комфортное место - и выбирали из двух имеющихся на побережье "четверок" ("пятерок" там нет): "Богемия" по фотографиям и описанию показалась уютней и симпатичней.. Ох.. Одно могу сказать: туристическая "двушка" в диком тогда еще уголке тунисской Сахары, в которую в дремучем 96-м нас затащил на ночевку недобросовестный гид, по многим позициям не проиграет в сравнении. Жаль, организаторы нашего путешествия поверили, как и мы, тексту и фото - но ничего, теперь все в курсе :) "Номер" оказался крохотной пионерлагерной комнаткой с двумя старыми узкими кроватками, на которых только и можно сидеть, упираясь друг в друга коленями, "сервис" и "доброжелательность" персонала поначалу повергли нас в глубокий шок. Настолько глубокий, что, пребывая в нем, я поняла - нужно что-то предпринимать. В итоге, был возвращен с дороги уже отбывший в сторону Еревана Араик, получивший те же сильные впечатления и выяснивший, что, ввиду выходных, все альтернативные места глухо заняты (хоть, похоже, они и не были лучше) - и мы переселились с доплатой в единственный тамошний "люкс" (как раз его кусочек и виден на нижнем фото по ссылке), чуть больше напоминавший нормальный гостиничный номер. Персонал с недоумением начал немного "строиться", предпринимая мучительные попытки улыбаться и вежливо разговаривать :).. Нет, все косяки не исправились: дальше нам еще предстояло поразиться тамошнему "завтраку", уборке в номерах "только по требованию", пугающего вида бассейну и заоблачному для Армении ценнику на все.
Вообще же, здесь все очень дешево. Например, поминавшийся ранее наш первый ужин в Ереване, на троих, с вином и чаевыми, обошелся в 1300 рублей :), волшебная гюмрийская форель для такой же компании, с пивом, сырами, зеленью и всяким прочим, плюс щедрые типы.. вообще в тыщу. И так повсюду, в том числе, и на самом Севане вне стен "Богемии" :)
Но больше всего нам было жалко других людей: сюда приезжают отдыхать сами армяне (по понятным причинам, не посетящие никогда соседнюю "всероссийскую здравницу") - и, платя, по своим меркам, сумасшедшие деньги, получают вот такие 4*, полагая, что так оно все и должно обстоять. Мораль: просто не повторяйте нашей ошибки - и хватит об этом ;)
Лучше о том, что must see и must eat.
Севанаванк. К нему отправились пешим порядком на следующий день.
 

 
..очень живописное - но увы - в июльскую субботу ооочень людное место: посему и такой кадр, из-за склона, от старых хачкаров - это я прячусь от людей, а монастырская главная церковь, соответственно - от меня :).. Сами хачкары, которых здесь в изобилии, адекватно запечатлеть в такой суете невозможно: постоянно кто-то мелькает, заслоняет.. да и вообще - любому месту тяжеловато присутствие толпы праздных туристов.. Вывод: Севанский монастырь лучше попытаться "застать" по дороге ранним утром буднего дня (впрочем, эта рекомендация универсальна для большинства наиболее известных мест :)..
Теперь о еде. Рыба, которую обязательно пробовать в здешних пенатах - это сиг: по всей дороге вдоль озера ее предлагают торговцы, широко разводя руки в стороны. Действительно, попадаются ух какие немаленькие экземпляры - но не размер в этой рыбке главное, а, как водится, способ приготовления. В отличие от форели, сиг лучше в грильном исполнении (здесь это называется "шашлык"): именно так его и следует заказывать. Стандартный "велкам" (сыры-зелень-овощи-лаваш-оливки) на Севане дополняют сцеженный (а потому густой, консистенции творожной массы) мацун и еще более густая, роскошнейшая сметана: на плоской тарелочке, что нам поднесли среди закусок, в ее горке вертикально стояла ложка! :).. Ну, и уж как водится, в дополнение к рыбному ужину - легкое белое Иджеванское вино.
Одно жалко - подъезжая к Севану, мы со [info]starrrik oм, честно говоря, уже превкушали прекрасное: знаменитых севанских раков с кружечкой-другой "Киликии" или "Котайка".. Ан не вышло: в июле они, оказываются, линяют и посему неприкосновенны - ну недаром же этот период управляется одноименным созвездием.. Так что, видать, за раками на Севан, а также за сладчайшим, говорят, виноградом и гранатами придется ехать в бархатный сезон - в сентябре (черт, досадно, что в этом не получится)..
Засим закругляюсь пока - но гастрономическая тема, вместе с разными прочими, еще ой как продолжится: впереди еще почти целых пять дней - и каким бы занудством ни выглядело, я намерена вести рассказ дальше.

Отзыв туриста опулбикован в ЖЖ