вт, 27 июня
ICQ 392316101 goarmenia2
+7 495 772-98-71

Ереван - Эчмиадзин - Октемберян

Дорога, ведущая из Еревана на запад — в Эчмиадзин (20 км) — одна из лучших в республике. Посредине ленты асфальта широкий газон с кустами и цветниками. Еще лет 30 тому назад кругом была безлюдная песчано-глинистая полупустыня с редкими кустами полыни, колючими подушкообразными астрагалами, акантолимонами, каперсами. Сейчас вдоль дороги тянутся массивы виноградников, принадлежащих совхозам и колхозам. На 18-м километре пути у левой обочины дороги на постаменте изображен геральдический орел; здесь начинается красивая тенистая аллея. В конце ее перед посетителем вырастает стена, ограждающая развалины храма Звартноц, некогда великолепного архитектурного сооружения, самого выдающегося памятника архитектуры средневековой Армении.

До начала 20-го века на этом месте были лишь небольшие пустынные холмы с бесформенными остатками построек. О том, что здесь «похоронен» храм, построенный в VII веке, можно было догадываться по книгам наших историков.

В 1900—1907 гг. проводились раскопки холмов, были открыты остатки храма Звартноц и примыкающих сооружений. Потом начались кропотливые работы по воссозданию облика этого великолепного творения человеческих рук. И талантливый архитектор Торос Тораманян путем многочисленных измерений, сравнений и зарисовок создал модель Звартноца. Предметы, извлеченные из раскопок, хранятся в небольшом музее при развалинах.

Храм св. Григория, или Звартноц («храм бдящих сил» или «храм небесных ангелов») был построен при католикосе Армении Нерсесе III Строителе, к востоку от Эчмиадзина, на той дороге, по которой, согласно преданию, царь Трдат III вышел навстречу Григорию Лусаворичу — своему исцелителю от страшной болезни. Строительство было завершено в 652 году, и тогда духовный престол Армении из Двина был перенесен в Звартноц.

Но в дальнейшем храм неоднократно подвергался разграблению, однажды был подожжен арабскими захватчиками и окончательно пал от землетрясений между 930—1000 годами. С течением столетий развалины покрылись толстым слоем пыли и земли.

Согласно реконструкционной схеме Т. Тораманяна Звартноц представлял центрально-купольную, трехъярусную композицию, покоящуюся на многогранном семиступенчатом невысоком стилобате. Три многогранных, последовательно уменьшающихся цилиндра поставлены один над другим и увенчаны пирамидальным куполом.

План сооружения внутри имел очертание круга (с диаметром по полу 35,8 м), в который вписан крест. Крыльями последнего являлись четыре полукруглые апсиды, очерченные колоннами, кроме восточной — алтарной апсиды со сплошной стеной.

Архитектура Звартноца была новой для Армении, где до VII века строились лишь прямоугольные базилики с нефами или центрально-купольные храмы с квадратным планом, со вписанными крестами. Влияние стиля Звартноца отразилось в дальнейшем на многих церковных сооружениях страны (Талинский, Аручский, Егвардский храмы, Анийские церкви и т. д.).

Перед въездом в г. Эчмиадзин стоит величественный храм Рипсиме. Рипсиме — имя мученицы, могила которой находится в склепе, под алтарем. Древнюю легенду о гибели этой римской девственницы знают все жители Эчмиадзина. Она была христианкой и, не захотев стать женой язычника императора Диоклетиана, убежала вместе со своими подругами в Армению, где согласно рассказам было много христиан. Но здесь, в столице Вагаршапате, тоже царствовал язычник — Трдат III. Извещенный письмом Диоклетиана, он приказал разыскать беглянку, но, пораженный ее красотой, не стал отправлять обратно в Рим, а решил взять в жены себе. Но Рипсиме отказала и ему, нанеся этим тяжкое оскорбление царской особе. Уговоры и угрозы не помогли. Тогда она была объявлена государственной преступницей за распространение христианства, подвергнута тяжелым пыткам и умерщвлена. На месте ее казни еще в IV веке была построена часовня. В VII веке католикос Комитас снес часовню и воздвиг нынешний храм Рипсиме (618 г.). Об этом говорит надпись на западной стене храма с наружной стороны.

Храм Рипсиме является классическим образцом центрально-купольных, крестовых сооружений. Он неоднократно разрушался и восстанавливался. В 1776 г. его территория была ограждена сырцовыми стенами с башнями; с южной и восточной сторон взамен разрушенных в XIX веке построена каменная стена. Реставрационные работы производились и в советское время.

Город Эчмиадзин (более 45 тыс. жителей), расположенный в центральной части Араратской равнины, является одним из самых популярных достопримечательных мест Советской Армении благодаря наличию в городе и его окрестностях замечательных исторических памятников. Он был одним из важнейших центров становления армянской государственности, развития самобытной национальной культуры армян.

В VI в. до н. э. князь Вардгес на этом месте, на левом берегу реки Касах, построил крупное поселение, назвав его по своему имени Вардгесаван («аван» — поселок). Во II в. н. э., при царе Вагаршаке I (117—140 гг.), оно было обнесено крепостной стеною и большим валом и сделалось второй (наряду с Арташатом) столицей, которая получила название Вагаршапат.

С утверждением в Армении христианства и построением в городе первопрестольного кафедрального собора значение Вагаршапата еще больше возросло. Но в 364—369 гг. он был разрушен войсками Сасанидского Ирана, в связи с чем столица была перенесена в Двин. Новое оживление города наблюдается в период ослабления Ирана и роста экономики и культуры Армении. В конце V в. восстанавливается сильно пострадавший Эчмиадзинский собор, в VII в. строятся храмы Рипсиме, Гаянэ, Шогакат, Звартноц. Но в результате арабских (во второй половине VII в.) и монгольских завоеваний (в XIII в.) Вагаршапат и соборный храм неоднократно разрушались, а значительная часть жителей уничтожалась. Тогда престол армянской церкви был перенесен в город Сис — столицу Киликийской Армении, а после падения ее (в 1375 г.) снова возвращен в Эчмиадзин (с 1441 г.). Судьба Вагаршапата, как мы видим, была тесно связана с судьбой Эчмиадзинского монастыря. С освобождением от иранского ига и присоединением Восточной Армении к России в 1828 г., город переживает значительный подъем экономики.

Эчмиадзин наших дней—один из самых красивых и цветущих городов республики, значительный культурный центр.

В городе воздвигнут замечательный дворец культуры, кинотеатры, гостиница, научно-исследовательский институт технических культур. В центральной части находится Дом-Музей поэта-демократа Иоаннеса Иоаннисяна (1864—1929 гг.), уроженца Эчмиадзина, выразителя дум и чаяний родного народа. Он возмущался кровавым деспотизмом султанской Турции, изображал жестокую эксплуатацию крестьянства, тяжелый труд хлебороба. Поэт горячо приветствовал возрождение родной Армении и принимал активное участие в культурной жизни молодой советской республики. В центре города, перед зданием Чемарана, высится обелиск в честь коммунаров, расстрелянных дашнаками в 1921 году. Напротив

обелиска стоит памятник писателю Рафаэлу Патканяну (1830—1892 гг.), стихотворение которого «По берегам матушки Араке» стало одной из популярных армянских народных песен.

Эчмиадзин становится значительным промышленным центром: работают заводы инструментальный, крупнопанельного домостроения, первый в республике завод пластмассовых изделий, винный завод треста «Арарат», строятся заводы санитарно-технических и электромонтажных агрегатов, бытовых металлоизделий и т. д. Освоено производство майолики — керамических изделий из цветной обожженной глины, покрытой глазурью.

На промышленных предприятиях занято свыше 10 тыс. рабочих и служащих. В городе имеется 12 средних школ, техникум, музыкальные, художественная и спортивная школы, 3 кинотеатра, 4 библиотеки, картинная галерея, музеи, больницы, поликлиники и т. д. Вместо провинциального захолустья с глинобитными закоулками вырастают современные жилые кварталы, с широкими улицами, застроенными многоэтажными каменными домами, окруженные зелеными массивами. В 1978 г. жилой фонд нового Эчмиадзина составлял свыше 205 тыс. кв. м. Город со всех сторон опоясан садами; на южной окраине раскинулись монастырский пруд (построенный в 1850-х гг.) и искусственная роща на 12 га.

Святой Эчмиадзин — так называется монастырь, точнее— кафедральный собор, первопрестольная церковь армян. Эчмиадзинский собор был построен в 303 г. на месте древнего языческого храма, существовавшего как религиозный центр еще при урартийцах, а затем огнепоклонниках; об этом говорят обнаруженные недавними раскопками под восточным алтарем храма большая базальтовая стела с клинописями и очаг в виде тондыра. Название «Эчмиадзин», согласно сложившемуся преданию, означает «сошествие единородного», то есть единственного сына бога, якобы самолично указавшего место для постройки храма.

Поскольку Армения часто лишалась государственности, возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. И Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти, хотя и часто разрушался врагами, но и восстанавливался и благоустраивался больше других монастырей. Храм строился из красного порфира, добываемого в карьерах к северо-востоку от города.

В XV веке в западной апсиде был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышается колокольня с пышным декоративным убранством, а над тремя остальными апсидами надстроены ротонды. Тогда же были украшены внутренние поверхности собора искусными мастерами и художниками Нагашем Овнатаняном (в 1720 г.), его внуком Овнатаном Овнатаняном (в 1786 г.) и их учениками. Наряду с орнаментами и сценами на темы святого писания сделано много изображений святых и апостолов. Многие картины писались на отрезах холста, а затем наклеивались на стены.

Новейшая реставрация была осуществлена в наши дни в 1950-х годах. Основательно укреплены железобетоном пилоны (поддерживающие купол) и связывающие их арки, на которых, были опасные трещины. Из итальянского мрамора построена новая алтарная преграда, мрамором замощены полы храма, все скаты крыши покрыты свинцовыми листами, обеспечивающими непротекаемость. Большая группа художников-реставраторов обновляла и дополняла росписи внутри храма и колокольни, точно придерживаясь стиля Овнатанянов.

В состав монастырского комплекса входят также другие постройки, которые сгруппированы вокруг соборного храма, в пределах прямоугольной территории с каменной оградой.

Из других памятников Эчмиадзина наиболее значительным является Храм Гаянэ, расположенный южнее монастырского пруда. Согласно преданию, мученица Гаянэ была подругой Рипсиме и так же, как она, погибла за распространение христианства.

После установления Советской власти в Армении среди зарубежных армян возникла тяга к своей Родине, которая в составе великого и могучего Советского Союза строит новую, счастливую жизнь. Советское правительство, идя навстречу их желаниям, начиная с 1946 г. организовывает их возвращение на Родину (репатриацию) отдельными группами. Репатриантам помогают также посланцы Эчмиадзинского монастыря, который во главе с верховным патриархом всех армян — католикосом играет руководящую роль в церковной организации своих соотечественников, разбросанных по всему свету. В «Спюрк-е» (так называется совокупность зарубежных армянских общин) им, вместе с прогрессивными деятелями науки и культуры, приходится проводить разъяснительную работу среди трудящихся, борясь против агентов обанкротившейся буржуазной партии Дашнакцутюн. Эти господа на своих сборищах и посредством бульварной печати распространяют гнусные измышления о том, что церковь в Армении якобы разгромлена большевиками, Эчмиадзин рушится, население теряет родной язык, русифицируется и гибнет в нищете. Дашнаки уговаривают армян не возвращаться в Советскую Армению, а из стран Ближнего Востока эмигрировать в Австралию, Канаду и США, где для них будет создан «земной рай». Сотни обманутых семей, не находя на новых местах работы и даже элементарных средств существования, вновь обращаются к советским представителям с просьбой дать им возможность вернуться на Родину. Нынешний католикос Вазген I часто разъезжает по «Спюрку», рассказывая об успехах хозяйства и культуры в Советской Армении и о готовности ее граждан принять томящихся на чужбине единокровных братьев и сестер в лоно возрожденной земли. Ежедневно сотни армян из зарубежных стран в качестве туристов посещают республику и собственными глазами видят ее расцвет; этим еще больше усиливается стремление к репатриации.

Айгерлич, или Мецаморское озеро («Лич» — озеро). На 10-м км дороги Эчмиадзин — Октемберян, справа, среди полупустынных каменистых полей, находится цветущий оазис с зеркалом небольшого озера. Это Айгерлич, излюбленное место отдыха жителей Эчмиадзина, Октемберяна и столицы. Озеро почти круглое (800Х Х700 м) с площадью около 60 гектаров. Его глубина небольшая, всего 2—8 м, в двух местах имеются воронкообразные углубления до 10 м. С северной стороны к озеру спускаются сухие предгорья Арагаца, из-под скалистых обрывов которых вытекают обильные родники с чистой студеной водой.

На северо-восточном берегу озера была построена в 1927 г. водонасосная станция, которая, работая на энергии I Ереванской ГЭС, поднимает воду из озера

(до 700 л/сек) пятью ступенями на высоту 36 м. Вода подается в оросительную сеть с общей длиной в 30 км.

Поселок Мецамор находится западнее Айгерлича, справа от дороги. Он «родился» всего 10 лет назад в связи со строительством первой на Кавказе атомной электростанции.

Для энергетики Армении очень важно сокращение дорогостоящих дальних перевозок больше объемных грузов — недостающих у нас каменного угля и нефти. Эта проблема могла быть решена путем использования атомной энергии. Известно, что при расщеплении 1 кг изотопов урана выделяется энергия, равносильная электроэнергии в 22,5 млн. квтч., что в 2,5 млн. раз превосходит энергию, получаемую от сгорания 1 кг условного топлива. Мецаморская АЭС сдается в эксплуатацию отдельными блоками, могущими выработать до 21 млрд. квтч электроэнергии в год. Всего одного вагона уранового топлива будет достаточно для работы станции в течение трех лет!

В декабре 1976 г. был сдан в эксплуатацию первый энергоблок. В 1978 г. АЭС уже выработала свыше 1,9 млрд. квтч электроэнергии, т. е. около 17% выработки всех электростанций республики. Важно отметить, что введением в строй АЭС и трех теплоэлектроцентралей не только улучшилась энергообеспеченность народного хозяйства Армении и Закавказья, но и была создана возможность резкого сокращения энергетических попусков воды из Севана, что явится благоприятным фактором в системе мероприятий по сохранению озера на возможно высоком уровне. Высоко оценил подвиг строителей в своем поздравлении Л. И. Брежнев.

Армянскую АЭС строили рабочие и специалисты 32 национальностей с разных концов нашей страны, которые плечом к плечу с сыновьями армянского народа совершали трудовые подвиги. Они же являются первыми гражданами молодого поселка, насчитывающего уже свыше 10 тыс. жителей. Только за последние 4 года в Мецаморе было построено 18 жилых домов, с площадью около 60.000 кв. м. Здесь имеется школа, дом культуры с народным университетом культуры, театральным, русским драматическим и спортивным кружками.

Ближе к Октемберяну дорога идет по равнине, покрытой садами, огородами, посевами зерновых культур. Видны обширные плантации розовой герани (пеларгонии)— очень ценной эфиро-масличной культуры.

Октемберян (население около 29 тыс. чел.) — один из молодых городов республики, центр одноименного района. Он вырос из небольшой деревушки Сардарабад с населением в 500 чел. Его развитию способствовало выгодное положение на главной линии железной дороги и автомобильных дорог, связывающих город с Ереваном и Ленинаканом.

Несмотря на молодость, Октемберян уже стал довольно значительным индустриальным центром. В городе работают консервный завод, выпускающий фруктовые и овощные соки, винный завод, производящий крепленые и сухие вина, фруктовые вина (айвовое, гранатовое) и вермуты. Можно совершить экскурсию на комбинат, где из стебельков и листьев герани получают эфирное масло для парфюмерно-косметической промышленности Союза. Работает станкостроительный завод, выпускающий металлорежущие, радиально-свер-лильные и другие станки. Строятся заводы газовой аппаратуры и крупнопанельного домостроения. С К югу от Октемберяна, на невысоком холме у села Айкаван (Армавирский холм), заметны развалины столицы древнеармянского Айраратского царства города Армавир. Он возник в IV в. до н. э. на том месте, где еще раньше был важный город — крепость и столица урартийцев Аргиштихинили. Армавир принадлежал первой династии армянских царей Ервандуни, пришедших к власти после падения урартийских правителей. Город одновременно стал главным религиозным центром Айраратского царства, где среди населения господствовал культ огня и солнца. После прихода селевкидов начала распространяться эллинистическая культура. На вершине Армавирского холма раскопаны руины храма эллинистического стиля, где поклонялись языческим богам.

Армавир, первоначально расположенный на берегу Аракса, впоследствии испытывал недостаток воды, так как река, размывая свой правый берег, постепенно отходила к югу. Пришлось перенести резиденцию царей на другое место, и Арташес I построил возле реки новую столицу — Арташат (во II в. до н. э.).

Армавир постепенно пришел в упадок, но продолжал существовать до V в. н. э. В районе Армавира обнаружены древние урартийские и греческие надписи эллинистической эпохи, когда у армян еще не было собственной письменности и они пользовались греческою.

Парк-памятник, посвященный Сардарапатскому сражению. На террасе левобережья реки Араке, к юго-западу от города Октемберян, простирается мемориальный парк, посвященный 50-летию Сардарапатского сражения.

К парку туристы могут проехать из Еревана (стоянка автобусов — к западу от площади Шаумяна и гостиницы «Севан»), а также из города Октемберяна, откуда по выходным дням идут специальные машины.

После победы Октября в России контрреволюционные буржуазные партии — азербайджанские мусаватисты, армянские дашнаки и грузинские меньшевики — решили отторгнуть Закавказье от Республики Советов. Правительство этой антисоветской коалиции — Закавказский Сейм — 22 апреля 1918 г. объявило Закавказье «независимым», что фактически означало лишение трех братских народов помощи со стороны революционной России. Этим воспользовались турецкие интервенты. В конце апреля 1918 г. они вторглись в Батум и Каре, а 15 мая захватили Александрополь (ныне Ленинакан).

Армянский народ встал на защиту Родины. Под поселком Сардарапат (ныне город Октемберян) армянские народные ополченческие отряды преградили путь турецким войскам. С 22 по 26 мая здесь произошло решающее сражение.

Против плохо вооруженных армянских патриотов стояла регулярная турецкая дивизия «Гелиболу», сопровождавшаяся фанатичной мусульманской толпой. Вначале туркам удалось захватить железнодорожную станцию и поселок Сардарапат. Но армяне, оказав упорное сопротивление, бросились затем а решительную атаку и освободили Сардарапат.

В результате пятидневных боев турецкая дивизия была разбита, захватчики были отброшены назад. Благодаря героическому сопротивлению народных ополченцев, Араратская долина и Ереван были спасены от вторжения турецких захватчиков, несущих гибель населению Армении.

Сардарапатский памятник воздвигнут в 1968 году силами трудящихся Октемберянского района.

Раскопки Мецаморского холма. К юго-западу от озера Айгерлич среди плоской, местами заболоченной равнины стоит невысокий холм Мецамор. У восточного подножья холма выходят обильные родники, воды которых, сливаясь с протокой, вытекающей из озера Айгерлич, образуют реку Мецамор (или Севджур).

В 1965—1966 гг. Академия наук республики организовала комплексную экспедицию, которая произвела раскопки северного и западного склонов холма. Результаты были сенсационными. Был открыт оригинальный исторический памятник — городище бронзового века, центр горно-металлургического производства. Раскрыто пять культурных слоев, охватывающих промежуток времени с начала III до начала I тысячелетий до нашей эры. Возможно, что мецаморское городище принадлежало государству Хайаса. Древнейшее государственное образование Хайаса (в районе Эрзерумской котловины), по мнению академика Гр. Капанцяна, являлось «колыбелью» армян (или хайев, как они сами себя называют).